11.11.2016

У найширшому сенсі, динаміка життя – це процес старіння. Він характеризується змінами ряду фізіологічних показників організму. Найбільш вираженими і типовими є наступні (показники в 70...

20.03.2016

П'ятиденний семінар з санології у "Edem Resort & SPA" завершено! Тепер колектив розроблятиме концепт оздоровчої діяльності та рекреації з урахуванням вітчизняних наукових досягнень у вивченні...



26.12.2017

Американский врач Лоуренс Ле Шан в книге «Рак – поворотный момент в жизни» (Cancer As a Turning Point: A Handbook...

13.12.2017

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый...

11.12.2017

Каждый человек, отработав свои ежедневные 8-10 часов, хочет только одного — рухнуть на диван, открыть банку пива или газировки да...

10.12.2017

Крейг Вентер — это тот человек, который в конце 90-х первым в мире полностью расшифровал геном человека, потом — первым...

29.07.2017

Геннадий АПАНАСЕНКО [профессор, зав. кафедрой санологии и спортивной медицины НМАПО им. Шупика] В 2008 г. увидел свет доклад Hood L....



20.12.2017

Зеленые листовые овощи замедляют старение мозга, помогая сохранить память и другие когнитивные функции. К такому выводу пришли американские специалисты из...

11.12.2017

Ученые из Германии, Нидерландов, США и Японии открыли простой способ определения продолжительности жизни.Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature Communications....

10.12.2017

Министерство здравоохранения впервые за 18 лет изменило нормы питания - вступил в силу приказ Минздрава, согласно которому детям уменьшили количество...

12.11.2017

Группа исследователей под руководством психиатра Джерри Эдвардса (Jerri Edwards) из Университета Южной Флориды выяснила, что игры для тренировки когнитивных способностей...

12.11.2017

Недавно в Киеве возле метро “Левобережная” завершена реконструкция городской “Зоны здоровья” и работы по созданию скейт парка. Эти проекты были...

Геннадий АПАНАСЕНКО [профессор, зав. кафедрой санологии и спортивной медицины НМАПО им. Шупика]

В ХХI век мы вошли с огромным грузом нерешенных проблем. ?дет постоянный рост и омоложение сердечно-сосудистых, онкологических и эндокринных заболеваний. Возвращаются «старые» болезни и появляются новые. Уже объявлен «День туберкулёза», «День СП?Да», «День диабета» и пр. Не за горами, вероятно, «День гепатита» и «День сифилиса». Получили широкое распространение полисиндромные состояния, которые для клинической медицины представляют особую проблему. Возникает ситуация, когда каждый “узкий” специалист у одного и того же пациента обоснованно ставит “свой” диагноз. Пациент не в состоянии проглотить то количество таблеток, которые назначает ему каждый специалист, ибо он умрёт. ? это тупик.

В начавшемся реформировании здравоохранения будет сделана попытка решить проблему совершенствования первичного звена здравоохранения. Но в реформе основное внимание уделено совершенствованию организации лечебно-диагностических мероприятий и оказанию неотложной помощи, а не профилактике и сохранению здоровья. Хотя предупредительная медицина требует наименьших денежных затрат, но отнимает слишком много времени у врача и, не принося прибыли, практически игнорируется. В реформе здравоохранеия этой проблеме недостаточно уделено внимания. Есть специалист по лечению, но никто не отвечает за укрепление и сохранение здоровья.

Не секрет, что медицина как научная основа социального института, который мы называем здравоохраненим, весьма консервативна. ? это правильно: ведь на весах жизнь и здоровье человека. Но иногда этот консерватизм принимает характер парадокса. В самом деле: цель здравоохранения – здоровье человека, а занимается она исключительно болезнью. Вследствие этого парадокса, мы с каждым годом всё больше знаем о болезнях, лечебно-диагностических методах и пр. Но этот путь никогда не приведёт нас к поставленной цели – достижению здоровья. ?бо здоровье – это не отсутствие болезни, а нечто иное.

Если стоит задача получить передовую космическую технику, вкладываются деньги в ракетостроение. Если общество борется за то, чтобы иметь много мяса и молока, вкладываются деньги в животноводство. Но медицина не похожа на другие отрасли человеческой деятельности: при желании достичь здоровья, она вкладывает деньги в болезнь. Чем больше в болезнь вкладывается денег, тем больше болеют люди. Появляются новые болезни и новые лекарства. Но к здоровью это отношения не имеет. Доказательство: бюджет здравоохранения г.Киева за 2003-2009 годы увеличился в 5,6 раза (!), но это никак не сказалось на заболеваемости. При этом, финансирование физкультуры и спорта в бюджете г.Киева с 2003 по 2009 г. сократилось в два с лишним раза, а соотношение «бюджет здравоохранения\бюджет физкультуры и спорта» увеличилось с 4,5 до 58 раз!

Выход только один: для достижения здоровья необходимо исследовать феномен здоровья, знать его закономерности и использовать их для достижения здоровья.


Анализ стратегии профилактики ХН?З

С целью профилактики ХН?З до сего времени использовалась «популяционная стратегия» для санитарного просвещения всего населения и «групповая стратегия» для коррекции 4-5 факторов риска (Например, программа «С?НД?»). Что касается индивидуальной профилактики, ее игнорировали, поскольку на Западе ничего подобного не было и нет. ?тог работы – неутешительный

Для разработки инновационной стратегии индивидуальной профилактики нами было выдвинуто положение о резервах (уровне) здоровья и индивидуальной профилактике как самостоятельном направлении в здравоохранении («управление» здоровьем индивида). Обнаружены новые механизмы возникновения хронических болезней, связанные с истощением адаптивного потенциала организма (недостаточность функции митохондрий).

Таким образом, со времен Фремингемского проекта (США), сделавшего первый прорыв в неинфекционной эпидемиологии с открытием негативных факторов риска, отечественными учеными сделан второй прорыв с открытием количественно характеризуемых резервов здоровья.


Основа индивидуальной профилактики - «измерение» здоровья

До сего дня здоровье не выделено в предмет исследования ни одной официально утверждённой наукой, а, следовательно, не определена сущность здоровья и нет его дефиниции, которую можно было бы использовать в практической деятельности. Медицина «придумала» от 40 до 60 тысяч терминов, отражающих свойства болезни, и всего два десятка слов, характеризующих здоровье. Даже в УДК в разделе 613 «Медицина» отсутствует статья “индивидуальное здоровье» (!). А существующие на сегодня более 150 дефиниций здоровья - от “благополучия” (ВОЗ) до “равновесия с окружающей средой” и “оптимального функционирования органов и систем” также не дают достаточной информации об управляемом объекте, пригодной для формирования управляющих действий.

Многочисленные попытки охарактеризовать индивидуальное здоровье прямыми показателями и построить шкалу «позитивного» здоровья были малоуспешными по одной простой причине – до сегодняшнего дня не разработана теория индивидуального здоровья, а все его дефиниции основываются на формулировках, в которых отсутствуют элементы операциональности. К примеру, в принятом Законе Украины «Про внесення змін до основ законодавства України про охорону здоров’я» опять используется формулировка ВОЗ: «Здоров'я – стан повного фізичного, псіхичного і соціального благополуччя, а не тільки відсутність хвороб і фізичних вад». Термин «благополучие» не отвечает условию «операциональности», и поэтому здоровье никак не может быть идентифицировано (наиболее «благополучными» по своему мироощущению являются больные сифилисом в 3-й стадии; об этом писал ещё В.Вересаев в своих «Записках врача»), и поэтому врач опять будет ставить диагноз «здоров» методом исключения – по отсутствию признаков болезни.

Ещё корифей отечественной патофизиологии В.В.Подвысоцкий утверждал: «Абсолютная болезнь и абсолютное здоровье - немыслимы, между ними существует бесконечное множество форм связей и взаимных переходов». ?спользуя грубую аналогию, можно представить себе соотношение процессов здоровья и болезни как систему сообщающихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития и проявления патологического процесса. ? наоборот: развитие патологического процесса возможно лишь тогда, когда сказывается недостаточность механизмов здоровья вследствие ослабления их резервов или мощности действующего болезнетворного фактора. При снижении резервов здоровья даже в обычных условиях жизнедеятельности может формироваться патологический процесс с ограничением социальных степеней свободы. Таким образом, только имея количественную характеристику уровня здоровья, можно вести речь о нём и ставить задачу укрепления здоровья населения.

Практика показывает, что в последние десятилетия трудно встретить человека без всяких признаков патологического процесса. Следовательно, альтернативная оценка «здоров» или «болен» - недостаточна; необходимо установить, насколько здоров (уровень здоровья) и насколько болен индивид (клинический диагноз). ?менно от взаимоотношения процессов здоровья и болезни зависит прогноз состояния конкретного индивида – выздоровление, переход заболевания в хроническую форму, смерть.

Для Закона Украины «Про внесення змін до основ законодавства України про охорону здоров’я» мы предложили следующую дефиницию здоровья: „Здоров’я – стан, який забезпечує виконання людиною своїх біологичних (виживання та репродукція) і соціальних фунцій”. Понятия «выживаемость» (жизнеспособность) и «репродукция» могут быть идентифицированы и количественно охарактеризованы. Таким же образом, может быть охарактеризована степень социализации индивида. Это даёт возможность «управлять» здоровьем. Разработка простой методики «измерения» здоровья позволила нам проводить популяционные исследования, что привело к открытию новых феноменов:

- чем ниже уровень здоровья, тем больше вероятность развития эндогенных факторов риска развития хронических соматических заболеваний (ХН?З) и их манифестации;

- существует «безопасный» уровень здоровья (БУЗ), выше которого не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни манифестированные формы заболевания; ему дана количественная характеристика. Очевидно, что именно БУЗ является основой первичной профилактики ХН?З; он же – реальный инструмент предупреждения смерти школьников и студентов при занятиях физкультурой;

- при выходе индивида из «безопасной зоны» здоровья проявляется феномен «саморазвития» патологического процесса без изменения силы действующего фактора (ов). Описаны механизмы этого феномена;

- возвращение практически здорового индивида в «безопасную зону» здоровья квалифицируется нами как «превентивная реабилитация»;

- первичная профилактика ХН?З, в том числе ишемической болезни сердца (?БС) осуществляется путём «превентивной реабилитации». При этом выявление латентных (скрытых) форм ?БС обходится на 2-3 порядка дешевле по стоимости в сравнении с методикой скрининга, предложенной Европейской Ассоциацией кардиологов (2007).

27 мая 2010 года наши разработки были рассмотрены на заседании Научного совета по теоретической и профилактической медицине при Президиуме НАМНУ, были одобрены и рекомендованы для внедрения. Теперь врач сможет, определив уровень здоровья, задолго до начала проявления заболевания принять необходимые меры.

Руководством ГУОЗ КМДА по нашей инициативе издан приказ (№ 214 от 24 мая 2011 г. ), которым регламентирована оценка уровня здоровья во всех лечебно-профилактических учреждения г.Киева. Эту работу должен возглавить городской центр здоровья. При этом планируется также оценка уровня здоровья в учреждениях, организациях и предприятиях любых форм собственности. В соответствии с уровнем здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые адресно направляются индивиду.


Европейский взгляд на проблему

Европейское Бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выпустило новый документ – «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе».

Анализируя сложившуюся на сегодня ситуацию, Бюро отмечает, что в 90-е годы средняя ожидаемая продолжительность жизни 870-миллионного населения Европейского региона фактически снизилась впервые со времени Второй мировой войны, что объясняется, в первую очередь, ухудшением состояния здоровья в новых независимых государствах и некоторых странах Центральной и Восточной Европы. Почти во всех странах увеличился разрыв в состоянии здоровья между социально-экономическими группами населения, находящимися в более выгодном и в менее благоприятном положении.

Стратегическая цель нового документа - добиваться улучшения здоровья в виде дальнейшего увеличения числа лет здоровой жизни (т.е. лет, прожитых без болезней), сокращение неравенства в отношении здоровья в Регионе. Сейчас, отмечается в документе, в преддверии двадцать первого столетия, необходимо сделать все для улучшения состояния здоровья 870-миллионного населения Региона. Программа "ЗДОРОВЬЕ-21" обеспечивает возможность принять этот серьезнейший вызов путем применения наилучших стратегических средств и возможностей, сложившихся в результате коллективного опыта стран Европы, накопленного за последние 10-15 лет.

В исследовании "Глобальное бремя болезней", инициированном Всемирным банком в 1992 г. и проведенном совместно с ВОЗ, была предпринята попытка дать количественное определение бремени, связанного с преждевременной смертностью и инвалидностью в глобальном масштабе, используя для этого такой показатель, как общее число лет жизни, скорректированных на инвалидность, который является составным показателем связанных со здоровьем проблем, рассчитываемых с учетом преждевременной смертности и нвалидности.

Основные десять причин бремени, обусловленного болезнями, начиная с 1990 г. и с прогнозом до 2020 г., показаны в таблице.

Десять основных причин бремени болезней в странах со сложившейся рыночной экономикой и в бывших социалистических странах.



Таким образом, несмотря на усилия здравоохранения, прогноз бремени болезней остаётся неблагоприятным, а ведущей патологией остаются хронические неинфекционные заболевания. В странах постсоветского пространства показатели неинфекционной заболеваемости и смертности являются особенно высокими и продолжают увеличиваться.

Проводимая ВОЗ программа интегрированной профилактики неинфекционных болезней в масштабах всей страны (программа С?НД?) представляет собой важную модель комплексного подхода. Программа С?НД?, учрежденная в 1982 г., направлена на снижение бремени неинфекционных болезней для общества путем борьбы с основными факторами риска их развития. Благодаря долгосрочному сотрудничеству между участвующими в этой программе странами, число которых сейчас уже возросло до 24, был накоплен огромный объем знаний и опыта по предупреждению неинфекционных заболеваний за счет применения интегрированных подходов на коммунальном уровне. Наиболее впечатляющие результаты были достигнуты в одной из провинций Финляндии, где за 25 лет удалось добиться снижения смертности от ишемической болезни сердца на 73%. Одной из важнейших причин такого успеха является изменение рациона питания; финская политика в области питания рекомендует повысить потребление низконасыщенных жирных продуктов и овощей (например, подача в местах общественного питания бесплатных салатов к основным блюдам, что способствовало повышению в два раза уровня потребления овощей). Во всех государствах для снижения высоких уровней преждевременной смертности и заболеваемости от неинфекционных болезней необходима соответствующая политика в области пищевых продуктов и питания. (В Украине программа С?НД? ощутимых результатов не принесла.)

Среди простейших методов профилактики Бюро отмечает ходьбу и езду на велосипеде. Регулярная ходьба является важным средством предупреждения и лечения сердечно-сосудистых болезней. Результаты исследования, охватившего 9000 государственных служащих в возрасте от 45 до 64 лет, показали, что у 9% мужчин, оценивавших свою ходьбу как "быструю", частота ишемической болезни сердца (как с нелетальным, так и летальным исходом) была по крайней мере в два раза ниже по сравнению со служащими, не занимающимися какими-либо физическими упражнениями. У лиц, оценивающих свою ходьбу как "достаточно быструю", показатель коронарных приступов был по крайней мере на одну треть меньше, чем у лиц с недостаточной физической активностью в течение девяти лет исследований. Аналогичные данные о ценности ходьбы и о повышении устойчивости против болезней с возрастанием энергетических затрат организма были получены и в других исследованиях. Научные исследования, проведенные в Финляндии, подтверждают эти данные, свидетельствующие о том, что ходьба до места работы и обратно обеспечивает уровень физической активности, достаточный для поддержания хорошего состояния здоровья.

Результаты исследования, проведенного среди фабричных рабочих, позволили сделать вывод о том, что у людей, регулярно ездящих на велосипеде, уровень физической тренированности равен таковому у лиц, моложе их на десять лет. В другом исследовании было обнаружено, что лица, которые проезжали на велосипеде 60 миль (около 100 км) в неделю начиная с 35 лет, могли рассчитывать на то, что ожидаемая продолжительность их жизни увеличится на два года. Проведенное в Нидерландах исследование показало, что езда на велосипеде как часть нормальной ежедневной деятельности может позволить добиться такого же улучшения физического состояния, как та или иная специальная программа физической подготовки.

Очень важное обстоятельство, на которое обращает особое внимание Европеейское Бюро ВОЗ: необходимым условием для успеха являются основанные на учете конечных результатов мониторинг и обратная связь. То есть: все стратегии борьбы с болезнями должны основываться на достаточном объеме данных, свидетельствующих об их эффективности и результативности. Поэтому одним из необходимых условий для успешного претворения в жизнь планов содействия здоровому образу жизни должна быть разработка адресных, нацеленных на конкретные контингенты населения программ санитарного просвещения, а также информации и мероприятий по расширению кругозора тех, кто находится в неблагоприятном положении.

Врачи и медицинские сестры должны сознавать ответственность за последствия воздействия их собственного образа жизни на здоровье своих пациентов. Так например, научные исследования еще раз указали на то, что эффективность рекомендаций о прекращении курения,которую дают врачи, во многом зависит от того, являются ли они сами курильщиками или нет.

Вся политика и действия,направленные на улучшение состояния здоровья, нуждаются в солидной базе знаний, а научные исследования являются одним из ценнейших и наиважнейших инструментов, позволяющих заложить фундамент более совершенной стратегии для улучшения состояния здоровья и здравоохранительной деятельности. Тем не менее, лишь немногие государства последовали рекомендациям, даваемым Европейским консультативным комитетом ВОЗ по научным исследованиям в области здравоохранения относительно необходимости сформулировать для своих стран такую научно-исследовательскую политику и программы, которые бы были направлены на достижение здоровья для всех.

Одним из важнейших партнеров здравоохранения должен являться частный сектор. До настоящего времени очень часто недооценивались огромные потенциальные возможности, таящиеся в нем в области промышленности и торговли, в плане СМ? и т.д., а именно, с точки зрения вклада в стратегию и процессы улучшения здоровья. Не подлежит сомнению то, что в настоящее время частный сектор во все большей мере признает и учитывает растущий спрос и требования потребителей и их озабоченность вопросами здоровья, качества жизни и социальных благ в более широком смысле этого термина. (К примеру, в Украине фитнес-клубы являются наиболее эффективными учреждениями для укрепления здоровья граждан, не требующими государственного финансирования.)

Ну и, наконец, лидеры в правительстве, которые формулируют политику, распределяют ресурсы и инициируют законопроекты как в секторе здравоохранения, так и во всех других секторах, должны нести ответственность за здоровье населения. Национальные и региональные парламенты, городские и сельские органы самоуправления должны обеспечить доступность информации для населения путем регулярного предоставления отчетов по вопросам их деятельности в отношении здоровья.

Пожалуй, впервые в документе ВОЗ дано определение «потенциала здоровья» (Health potential), под которым понимается максимально достижимый уровень здоровья человека. Потенциал здоровья определяется способностью заботиться о своем собственном здоровье и здоровье других, способностью принимать решения и контролировать свою собственную жизнь, а также обеспечивать создание обществом, членом которого является тот или иной человек, условий, обеспечивающих достижение здоровья всеми членами этого общества.

Как видим, оценить потенциал здоровья по критериям ВОЗ невозможно. Этот термин характеризует, скорее, социальную ответственность индивида за своё здоровье и окружающих его лиц. Таким же образом, неконкретным является и дефиниция здоровья ВОЗ, приведенная в этом документе (здоровье – это «благополучие»).

Концепция Государственной программы «Здоров'я 2020: Український вимір», подготовленной МОЗ Украины

На основании документа Европейского бюро ВОЗ Министерством здравоохранения Украины разработана своя концепция достижения здоровья к 2020 году. Сразу укажем, что в концепции блестяще проведен анализ заболеваемости и смертности в Украине (мы не будем повторять хорошо известную печальную динамику этого процесса). Таким же образом делается совершенно справедливое заключение, что в Украине отсутствует система профилактики заболеваний. Что же предлагается в качестве основных направлений решения проблемы?

Кратко их перечислим:

– визнання здоров’я населення одним з ключових факторів національної безпеки держави, стабільності та благополуччя суспільства, визначення здоров’я та життя громадян пріоритетним напрямком політики на всіх рівнях управління;

– міжсекторальне співробітництво усіх сфер суспільства, діяльність яких прямо чи опосередковано впливає на здоров’я населення;

– загальнодоступність наявних ресурсів збереження та зміцнення здоров’я і громадських заходів оздоровлення для всіх верств населення, незалежно від місця проживання, соціально-економічного статусу;

– безперервність здоров’яформуючих заходів протягом всього життя людини;

– пріоритетність заходів з збереження та зміцнення здоров’я у міжсекторальній діяльності на всіх рівнях з формування державно-приватно-суспільного партнерства;

– формування усвідомленої позиції населення щодо відповідального ставлення до власного здоров’я та особистої безпеки з відповідальністю кожної людини за особисте здоров’я та членів родини;

– використання міжнародного досвіду щодо вирішення проблем збереження та зміцнення здоров’я населення;

– об’єднання існуючих та тих, що розробляються, загальнодержавних, державних цільових програм в один національний проект з медичного забезпечення населення за окремими класами хвороб та нозологічними формами захворювань;

– оптимізація організації та механізмів фінансування системи надання медичної допомоги скерованої на реальні потреби населення;

– пріоритетний розвиток первинної та екстреної медичної допомоги;

– посилення профілактичної направленості системи первинної медико-санітарної допомоги;

– проведення наукових досліджень щодо збереження та зміцнення здоров’я населення шляхом формування громадської системи охорони здоров’я, первинної профілактики неінфекційних захворювань та вивчення негативного впливу соціальних детермінант на здоров’я та шляхів його мінімізації.

Совершенно очевидно, что концепция весьма неконкретна - ничего, кроме общих деклараций и пожеланий нет. Как нет и ни одной свежей идеи, способной в корне изменить ситуацию.

В свою очередь, с учётом Европейского документа и результатами наших научных разработок мы сформировали свою концепциюрешения проблемы.


Тезисы Концепции индивидуальной профилактик ХН?З

Не уменьшая значимости лечебно-диагностических мероприятий как пути оказания помощи страждущим, постулируем основной принцип новой концептуальной модели: управление здоровьем индивида. То есть: получение информации об управляемом объекте (характеристика индивидуального здоровья прямыми показателями), разработка комплекса управляющих действий по отношению к механизмам здоровья, их реализация, оценка их адекватности и эффективности (обратная связь).

Создаваемая система управления здоровьем должна носить межсекторальный характер, т.к. мероприятия по управлению здоровьем лежат, в основном, за пределами компетенции органов здравоохранения.

В отличие от системы «управления болезнью», в которой пациент занимает пассивную позицию (его лечат), система «управления здоровьем» предусматривает активную позицию самого пациента, ибо без его активного участия в реализации оздоровительной программы цель недостижима.

Основная проблема в реализации системы «управления здоровьем» - наличие метода «измерения» индивидуального здоровья, т.е характеристика управляемого объекта. Эта проблема нами решена. Разработан простой, дешёвый и доступный для квалификации среднего медперсонала метод «измерения» здоровья.

Основной путь решения проблемы управления здоровьем индивида – формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Однако попытки за последние десять лет исправить такую ситуацию, отображенные в Приказе МОЗ Украины от 5 января в 1999 г. № 1 с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом МОЗ Украины от 8 декабря 2000 р.№ 326, также не привело к улучшению деятельности по вопросам формирования здорового образа жизни.

Основные причины этого:

- Многоуровневость и разнообразие подчинения и финансирования структур, задействованных в формировании здорового образа жизни, которая предопределяет сложность реальной координации деятельности каждой из них со стороны государства (центры здоровья, социальные службы, сім’ямолодьспорт, подразделения санитарно - эпидемиологической службы, минобразования, организации негосударственного сектора, органы местного самоуправления и т.п.).

- Безадресность, устаревшая ортодоксальность и неэффективность практической работы по формированию здорового образа жизни, которая имеет декларативный характер и направлена на широкую общественность, а значит, ни на кого конкретно.

- Невозможность привлечения в профильные государственные учреждения эффективного менеджмента из сектора частной медицины из-за низких зарплат в государственной медицине, а опытных специалистов с научным и практическим опытом – из-за возрастных ограничений.

Поскольку неоднократные попытки разрешить эти противоречия административным путем провалились, необходимо применить другой подход.

Во-первых, дать специалистам инструмент для адресной работы с каждым конкретным гражданином Украины для реального формирования здорового способа жизнь именно у него. Такой инструмент существует: это методика оценки уровня здоровья и формирования здорового образа жизни, высокоинформативный и в то же время простой и доступный в применении метод (Г. Л. Апанасенко).

В сущности, это технология, которая сначала дает объективную оценку начального уровня здоровья жителей конкретного района, рабочих и служащих конкретной организации или предприятия, а после ее применения – количественно демонстрирует полученный эффект. При этом она охватывает большие группы населения, требует незначительного количества специалистов и является очень дешевой.

Во-вторых, объединить всех активных и небезразличных специалистов как на государственных должностях, так и в негосударственном секторе на основе профессиональной заинтересованности вокруг вновь сформированного межведомственного организационно-методического Центра „Движение за здоровый способ жизни” (название условное). Ещё более оптимальный вариант – создание Госкомитета при Кабинете Министров по управлению здоровьем населения. Это обеспечит координирующую функцию для всех профильных структур и отдельных специалистов в отрасли формирования здорового образа жизни без создания дополнительных должностей, портфелей и штатов, а также равноценное сотрудничество с любыми государственными организациями, независимо от уровня подчинения, привлечения необходимых специалистов и экспертов из негосударственного сектора, поиск финансирования у спонсоров, местных и ведомственных бюджетов, самофинансирования, в условиях недостаточного государственного финансирования или полного ее отсутствия.

Наличие межведомственного организационно - методического Центра не исключает необходимости создания административной вертикали МОЗ, ответственной за формирование и реализацию принципов ЗОЖ в повседневную жизнь каждого индивида (опыт Канады: наличие департамента ЗОЖ при министерстве здравоохранения). В её основе должна лежать санологическая служба (санология – наука о здоровье), которая должна быть оформлена приказом МОЗ.

Научная поддержка указанного направления оздоровления населения должна быть оформлена в виде научной специальности – «санология» (К настоящему времени при наличии практической специальности «врач-санолог» научная специальность отсутствует). В виду научно-практической важности данного научного направления (управление здоровьем индивида) целесообразно введение данной специальности в структуру АМН Украины.

Принципиально новым в предлагаемой концепции является:

- Управление здоровьем индивида на базе количественных его характеристик и контроль эффективности управляющих действий (достижение «безопасного» уровня здоровья).

- Создание (впервые в мировой практике) функциональной системы сохранения и укрепления здоровья индивида (а не медицинской помощи заболевшим, что является общепринятым).

- Достижение максимально возможного уровня индивидуального, а через него и популяционного здоровья в неблагоприятных экологических и социально-экономических условиях.


Принципы, на которых строится Концепция

1. Каждый индивид сам несёт ответственность за своё здоровье. Он должен быть субъектом, а не объектом оздоровительных мероприятий. Медицинский работник выступает в роли консультанта в деле формирования и реализации оздоровительных программ.

2. Образованность индивида в области проблем сохранения и укрепления здоровья играет, в конечном итоге, более важную роль, чем уровень лечебно-диагностических мероприятий в регионе.

3. Физическое здоровье индивида определяется образом (стилем) его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа его мыслей. Образ мыслей индивида – результат его духовности, понимания того, для чего он пришёл в этот мир, и что оставит после себя.

4. Каждый человек на пути к оздоровлению должен пройти 4 ступени: я знаю многое о здоровье, я хочу быть здоровым, я умею быть здоровым, я делаю всё, чтобы быть здоровым.

5. Процесс управления здоровьем строится на характеристике управляемого объекта прямыми показателями, формировании управляющих действий, их реализации, оценке их адекватности и эффективности (по состоянию управляемого объекта). При выпадении одного из компонентов процесса управления (технологической цепочки оздоровления) достичь поставленной цели невозможно.

6. Выполнение программы под руководством одного ведомства невозможно. Необходима общегосударственная структура, координирующая и несущая ответственность за реализацию программы.

Для «адресной» профилактики ХН?З в масштабах всего населения потребуется этапная организация работы. Первый этап предназначен для проведения скрининга и выявления лиц с избыточным риском заболевания и смерти. Второй этап включает углубленное профилактическое обследование: измерение уровня здоровья, выявление факторов нездорового образа жизни, определение психического статуса, измерение степени стресса и т.д. Третий этап - оздоровительные мероприятия, выполняемые по месту жительства. Подбор эффективных технологий осуществляется по критерию увеличения резерва здоровья. Четвертый этап - оценка результатов профилактической деятельности и принятие управленческих решений. ?ндивидуальная динамика здоровья контролируется врачом и самим пациентом по паспорту здоровья.


При формировании Концепции использованы впервые описанные нами феномены здоровья:

1. Диагностика здоровья: Разработана методология и экспресс-методика количественной оценки уровня здоровья индивида. Методика доступна для использования средним медперсоналом или инструктором физкультуры. Стоимость оснащения рабочего места специалиста на три порядка дешевле существующих скрининговых программ (к примеру, программы скрининга, предложенной Европейской Ассоциацией кардиологов, 2007)

2. "Безопасный уровень здоровья": Количественно охарактеризованный уровень соматического здоровья, препятствующий развитию эндогенных факторов риска и хронических соматических заболеваний. Является научной основой первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний.

3. "Саморазвитие" патологического процесса при выходе индивида из "безопасной зоны" здоровья. Определены механизмы этого процесса.

4. Прогнозирование здоровья. На основе катамнестических исследований определена возможность развития патологии и смерти от заболевания в зависимости от уровня здоровья.

5. Превентивная реабилитация: возвращение индивида в "безопасную зону" здоровья.

6. Управление здоровьем индивида: Возможность характеристики управляемого объекта /здоровья индивида/ дает возможность проведения управляющих действий и оценки их эффективности.

Полагаем, что в таком виде концепция профилактики ХН?З является вполне конкретной для её детальной разработки и реализации. Но, будучи наиболее цитированным автором из украинских учёных по данной проблеме за рубежeм (например, в России), мы не находим признания в своей стране.

Чем же это объяснить? Может быть тем, что для реализации нашей концепции совершенно не нужны фармпрепараты?



Все статьи раздела »