11.11.2016

У найширшому сенсі, динаміка життя – це процес старіння. Він характеризується змінами ряду фізіологічних показників організму. Найбільш вираженими і типовими є наступні (показники в 70...

20.03.2016

П'ятиденний семінар з санології у "Edem Resort & SPA" завершено! Тепер колектив розроблятиме концепт оздоровчої діяльності та рекреації з урахуванням вітчизняних наукових досягнень у вивченні...



26.12.2017

Американский врач Лоуренс Ле Шан в книге «Рак – поворотный момент в жизни» (Cancer As a Turning Point: A Handbook...

13.12.2017

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый...

11.12.2017

Каждый человек, отработав свои ежедневные 8-10 часов, хочет только одного — рухнуть на диван, открыть банку пива или газировки да...

10.12.2017

Крейг Вентер — это тот человек, который в конце 90-х первым в мире полностью расшифровал геном человека, потом — первым...

29.07.2017

Геннадий АПАНАСЕНКО [профессор, зав. кафедрой санологии и спортивной медицины НМАПО им. Шупика] В 2008 г. увидел свет доклад Hood L....



20.12.2017

Зеленые листовые овощи замедляют старение мозга, помогая сохранить память и другие когнитивные функции. К такому выводу пришли американские специалисты из...

11.12.2017

Ученые из Германии, Нидерландов, США и Японии открыли простой способ определения продолжительности жизни.Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature Communications....

10.12.2017

Министерство здравоохранения впервые за 18 лет изменило нормы питания - вступил в силу приказ Минздрава, согласно которому детям уменьшили количество...

12.11.2017

Группа исследователей под руководством психиатра Джерри Эдвардса (Jerri Edwards) из Университета Южной Флориды выяснила, что игры для тренировки когнитивных способностей...

12.11.2017

Недавно в Киеве возле метро “Левобережная” завершена реконструкция городской “Зоны здоровья” и работы по созданию скейт парка. Эти проекты были...

[?з книги Петра Успенского «В поисках чудесного»]

Каждый из нас приходит в мир за чем-то своим. Одному нужно богатство, другому - здоровье, третий желает Царства Небесного, четвертый хочет стать генералом - и так далее. А чего хотите лично вы? ?менно об этом спрашивал Георгий Гурджиев (автор учения о внутренней реализации человека) тех, кто в поисках ответов приходил на его лекции.

Одна из следующих лекций началась с вопроса, заданного Гурджиеву одним из присутствующих: какова цель его учения?

- Конечно, у меня есть моя собственная цель, - сказал Гурджиев. - Но вы должны разрешить мне сохранить о ней молчание. В настоящее время моя цель не может иметь для вас значения, потому что для вас гораздо важнее определить свою собственную цель. Учение само по себе не может преследовать какую-либо цель. Оно может только показывать людям наилучший путь к достижению тех целей, которые у них есть. Вопрос о цели - очень важный вопрос. Пока человек не определит для себя свою цель, он не может даже и начать что-то «делать». Как же возможно что-нибудь «делать», не имея цели? «Делание» прежде всего предполагает цель.

- Но ведь вопрос о цели существования - один из самых трудных вопросов философии, - сказал кто-то из присутствующих. - А вы хотите, чтобы мы начали с решения этого вопроса. Быть может, мы и пришли-то сюда потому, что ищем ответ на него; а вы ожидаете, что мы заранее знаем, как на него ответить. Если человек знает это, он, в сущности, знает все.

- Вы меня не поняли, - возразил Гурджиев. - Я вовсе не имел в виду философского понимания цели существования. Человек не знает ее и не может узнать, пока он остается тем, кем сейчас является... Существует не одна цель бытия: их несколько... Попытка дать ответ на этот вопрос, пользуясь обычными методами, безнадежна и бесполезна. А я спрашивал о совершенно иной вещи - о вашей личной цели, о том, чего хотите достичь вы, а не о том, какова причина вашего существования. Каждый должен иметь собственную цель: одному нужно богатство, другому - здоровье, третий желает Царства Небесного, четвертый хочет стать генералом - и так далее. Вот о целях такого рода я вас и спрашиваю...

Подумайте о том, как вы сформулировали для себя свою собственную цель до того, как пришли сюда.

- Я сформулировал свою цель вполне ясно еще несколько лет назад, - сказал я. - Я говорил себе, что желаю знать будущее. Человек может и имеет право знать в точности, сколько времени ему дано, каким количеством времени он располагает. ?ными словами, он может и имеет право знать день и час своей смерти. Я всегда думал, как унизительно для человека жить, не зная этого, и однажды я решил не начинать буквально ничего, пока по-настоящему этого не узнаю. Потому что какая польза начинать любого рода работу, не зная, будет ли время ее закончить...

- Я хотел бы убедиться, что буду продолжать существование после смерти физического тела, или же, если это от меня зависит, я хотел бы работать для достижения существования после смерти, - заявил один из присутствующих.

- Мне не важно, знаю я будущее или нет, уверен ли я в жизни после смерти, - сказал другой, - если я при этом останусь тем же, что и теперь. Сильнее всего я чувствую, что не являюсь господином самого себя. ? если бы меня попросили сформулировать свою цель, я сказал бы, что хочу быть господином самого себя.

- Я же хотел бы понять учение Христа и стать христианином в полном смысле этого слова, - сказал следующий.

- Мне хотелось бы уметь помогать людям, - сказал еще один.

- Я хотел бы знать, как можно прекратить войны, - заметил другой.

- Ну, достаточно, - сказал Гурджиев. - Теперь нам хватит материала для рассмотрения...

Начнем с первого вопроса, с первой цели.

Чтобы знать будущее, необходимо, во-первых, знать настоящее во всех его деталях, равно как и прошлое. Сегодняшний день таков, каков он есть, потому что вчерашний день был тем, а не другим. ? если сегодняшний день похож на вчерашний, завтрашний будет похож на сегодняшний. Если вы хотите, чтобы «завтра» было иным, вы должны изменить «сегодня». Если сегодняшний день - всего-навсего следствие вчерашнего, то и завтрашний день будет совершенно таким же следствием сегодняшнего. ? если человек основательно изучил то, что произошло вчера, позавчера, неделю, год, десять лет назад, он сумеет безошибочно сказать, что случится и чего не случится завтра... То, что случится или может случиться, зависит от трех причин: от случая, от судьбы, от нашей собственной воли. Такие, каковы мы сейчас, мы целиком зависим от случая. У нас не может быть судьбы в подлинном смысле слова. Не в большей мере мы способны иметь и волю. Если бы у нас была воля, тогда уже благодаря этому мы знали бы будущее, потому что тогда мы создавали бы свое будущее - и создавали бы его таким, каким желаем... Но случаи предвидеть невозможно. Сегодня человек один, завтра – другой. Сегодня с ним случилось одно, а завтра может случиться другое.

- А разве вы не можете предвидеть, что случится с каждым из нас, - задал кто-то вопрос, - не можете предсказать, каких результатов достигнет данный человек в работе над собой, стоит ли ему вообще начинать работу?

- Этого сказать невозможно, - ответил Гурджиев. - Можно предсказать будущее только для людей. Предсказать же будущее для безумных машин невозможно. Направление их движения ежесекундно меняется. В настоящий момент такая машина движется в одном направлении, и вы высчитываете, куда она может прийти. Но через пять минут она устремляется в совершенно ином направлении, и все ваши расчеты оказываются неверными...

Это звучит парадоксально, но мы имеем полное право сказать, что знаем свое будущее. Оно окажется в точности таким, каким было наше прошлое. Ничто не в состоянии измениться само по себе.

А на практике для того, чтобы знать свое будущее, человек должен научиться отмечать и запоминать те моменты, когда мы по-настоящему знаем будущее и действуем в соответствии с этим знанием.

В простой форме это случается, например, в делах. Любой хороший, деловой коммерсант знает будущее. А если он его не знает, то его дело лопнет.

В работе над собой надо быть хорошим деловым человеком, хорошим торговцем. ? знать будущее стоит лишь тогда, когда человек в состоянии быть господином самого себя.

Здесь был задан вопрос и о будущей жизни, о том, как создать ее, как избегнуть конечной смерти, не умереть. Для этого необходимо «быть». Если человек меняется каждую минуту, если в нем нет ничего, способного противостоять внешним влияниям, это означает, что в нем нет ничего, способного противостоять смерти. Но если он становится независимым от внешних влияний, если в нем проявляется нечто, способное жить само по себе, это «нечто», возможно, и не умрет.

В обыденных обстоятельствах мы умираем ежесекундно. Меняются внешние обстоятельства, внешние влияния, и мы меняемся с ними, то есть умирают многие из наших «Я». Если же человек разовьет в себе постоянное «Я», способное пережить изменения внешних условий, оно сможет пережить и смерть физического тела. Весь секрет состоит в том, что человек не может работать для будущей жизни, не работая в то же время для этой, для нынешней. Работая для жизни, человек трудится для смерти, вернее, для бессмертия. Поэтому работу для бессмертия, если можно так ее назвать, нельзя отделять от работы вообще.

Достигая одного, человек достигает и другого. Он может стремиться быть просто ради собственных жизненных интересов. ? лишь благодаря этому он может сделаться бессмертным.

Мы не говорим в отдельности о будущей жизни, не рассматриваем вопрос о том, существует ли она, потому что законы везде одни и те же. ?зучая собственную жизнь, как он ее знает, изучая жизни других людей от их рождения до смерти, человек изучает все законы, управляющие жизнью, смертью и бессмертием. Если человек станет господином своей жизни, он может стать и господином своей смерти.

Следующий вопрос: как стать христианином?

Прежде всего необходимо понять, что христианин - это не человек, который так называет себя, не человек, которого так называют другие люди. Христианин - тот, кто живет в соответствии с заповедями Христа. Такие, каковы мы есть, мы не можем быть христианами. Чтобы стать христианином, человек должен быть способным «делать». А мы ничего не можем «делать», с нами все «случается»... Чтобы стать хорошим христианином, человек должен быть. «Быть» - это и означает быть господином самого себя. А если человек не является господином самого себя, у него ничего нет и ничего не может быть... Это всего-навсего машина, автомат. А машина не может быть христианином.

Подумайте сами: возможно ли, чтобы автомобиль, пишущая машинка или граммофон были христианами? Это просто вещи, управляемые случаем, они ни за что не ответственны, ибо они машины.

Быть же христианином значит быть ответственным. Ответственность приходит позднее, когда человек отчасти перестает быть машиной...

?так, самое правильное из выраженных здесь желаний - это желание быть господином самого себя, потому что без этого все остальное невозможно. По сравнению с этим желанием все другие представляют собой детские мечты, фантазии, которыми человек не мог бы воспользоваться, даже если бы их исполнение и было ему даровано.

Так, например, было сказано, что кто-то из присутствующих желает помогать людям. Но, чтобы быть в состоянии помогать людям, человек сначала должен научиться помогать самому себе. Множество людей погружено в мысли и чувства о помощи другим из самой обычной лени. Они слишком ленивы, чтобы работать над собой. Вместе с тем им очень приятно думать, что они способны помогать другим. Такое настроение означает лживость и неискренность по отношению к самому себе. Если человек взглянет на себя и увидит, что он представляет собой в действительности, он не будет мечтать о помощи другим людям, даже от мысли об этом ему станет стыдно.

Любовь к человечеству, альтруизм - все это очень красивые слова. Но они имеют смысл только тогда, когда человек может по собственному выбору и решению любить или не любить, быть альтруистичным или эгоистичным. Тогда его выбор имеет ценность. Но если выбора нет, если человек не может быть другим, если он только таков, каким его сделал или делает случай, если сегодня он альтруист, а завтра - эгоист, а послезавтра - опять альтруист, тогда во всем этом нет никакой ценности...

Чтобы делать нечто трудное, надо прежде всего научиться делать легкое. Нельзя начинать с самого трудного.

Был тут и вопрос о войне. Как прекратить войны? Войны прекратить нельзя. Война есть результат того рабства, в котором живут люди. Строго говоря, не следует порицать людей за войну, ибо война есть следствие космических сил, планетарных влияний. А в людях нет сопротивления этим влияниям; его и не может быть, ибо люди - рабы. Если бы они были людьми, если бы были способны «делать», то они смогли бы противостоять таким влияниям и воздержаться от взаимного убийства.

- Но, несомненно, те, кто это понимает, - спросил человек, задавший вопрос о войне, - могут что-то сделать? Если бы достаточное число людей пришло к определенному выводу, что войны не должно быть, разве они не смогли бы повлиять на других?

- Те, кто не любит войну, пытались или пытаются поступать так чуть ли не с самого сотворения мира, - возразил Гурджиев. - Все эти теории о всеобщем мире, о мирных конференциях и так далее - самые обычные леность и лицемерие. Люди не хотят думать о себе, не хотят работать над собой, а думают о том, как бы заставить других делать то, чего хотят они сами. ? если бы достаточное число людей, желающих прекращения войны, действительно собралось бы вместе, эти люди начали бы с объявления войны тем, кто с ними не согласен... ? вот они опять стали бы драться...

У войны много причин, нам не известных. Некоторые скрыты в самих людях, другие находятся вне их. Нужно начинать с тех причин, которые заложены в самом человеке. Как можно быть независимым от внешних влияний великих космических сил, когда он находится в рабстве у всего, что его окружает?..

Свобода, освобождение - вот что должно быть целью человека. Стать свободным, избавиться от рабства - вот к чему должен стремиться человек, если он хотя бы отчасти осознает свое положение. Для него более ничего не существует. ? пока он остается рабом как во внутренней, так и во внешней жизни, все остальное невозможно. Но он не в состоянии избавиться от рабства во внешней жизни, пока остается рабом во внутренней. Поэтому для того чтобы сделаться свободным, человек должен завоевать внутреннюю свободу. Вот почему во всех древних учениях первым требованием в начале пути к освобождению было правило: познай самого себя!

Все статьи раздела »

Комментарии: